На пресс-конференции в РИА "Новости" представители Министерства образования и науки РФ представили первый официальный вариант проекта Стратегии развития воспитания до 2025 года.
Директор Центра образования № 548 Царицыно, заслуженный учитель России Ефим Рачевский напомнил о том, что 54 года прошло с тех пор, как 26-й съезд КПСС принял Моральный кодекс строителя коммунизма. "После 1961 года государство не принимало ни одного сколько-нибудь значимого документа, в котором бы заострялась проблема воспитания", - отметил Рачевский.
Но теперь вопрос, как говорится, назрел, особенно в связи с экономическим кризисом, считает ректор Российского университета дружбы народов, руководитель рабочей группы по разработке стратегии развития воспитания в РФ Владимир Филиппов.
Согласно проекту, приоритетной задачей РФ является "формирование новых поколений". Эти новые сформированные поколения будут обладать знаниями и умениями ХХI века, следовать традиционным нравственным ценностям, и быть готовыми к мирному созиданию и защите Родины, обещает стратегия. "До 2025 года, я уверена, результаты будут наглядны и очевидны", - полагает директор гимназии №1520 имени Капцовых, победитель конкурса "Учитель года России" Вита Кириченко.
Экспертное обсуждение уже состоялось, еще месяц будет идти обсуждение общественное. Желающие поучаствовать в обсуждении могут сделать это на сайте Минобразования. В марте пройдет обсуждение с Межрелигиозным советом России, в Общественной палате и на Всероссийском педагогическом собрании. В апреле проект Стратегии будет внесен в правительство.
Владимир Филиппов напомнил, что еще при Ельцине из школ убрали должность заместителя директора по воспитательной работе. "Решили, если нет национальной идеи, то зачем воспитание?" - пояснил Филиппов.
Но теперь остается только "порадоваться в данном случае за власть" - в ближайшее время в России переосмыслят ценности и ответят на вопрос: что такое хорошо, и что такое плохо? "На примере последних событий во Франции видно, что один ответ может быть в Европе, второй - в арабском мире, и есть ответ в Российской Федерации - у нас есть закон, который за оскорбление чувств верующих наказывает", - рассказал Филиппов.
После ответа на этот основной вопрос про "хорошо" и "плохо" россиянам останется "понять, что главное воспитание, а не обучение". В действующем на сегодня законе об образовании говорится о том, что образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения. "Обучение на втором месте в законе", - напомнил экс-министр.
Однако пока еще не все родители осознали важности процесса воспитания: "Мы написали, что на первом месте воспитание, но на практике родители, когда выбирают школу, ищут где углубленный английский язык или где лучше математика. И где ЕГЭ лучше сдать. Они же не идут в ту школу, где лучше воспитание", - огорчается Владимир Филиппов.
Потом родители осознают свою ошибку, когда невоспитанный ребенок "бросает на старости лет бабушку, дедушку и родителей". Но уже бывает поздно. Чтобы процесс воспитания шел правильно, в школах будут воспитывать заодно и самих родителей, а также "необходимо пересматривать список литературы", уверен Филиппов.
Вита Кириченко напомнила, что "воспитательная ниша пустовать не может и никогда не пустует". И если не взяться вплотную за воспитание "со знаком плюс" и не заложить "одну систему ценностей, то закладывается другая, которой руководствуется человек впоследствии".
Без стратегии воспитания страдают и учителя, и дети, и родители. По словам Рачевского, школы у нас еще советские: "Школа не может так быстро меняться, как ретейл в Москве. Они до сих пор ждут, когда придут из райкома. Но никто не приходит из райкома. Так дайте хотя бы стратегию!".
Рачевский не согласился с Филипповым, что родителей интересует, в первую очередь, ЕГЭ: "За последние пять лет произошли колоссальные изменения. Теперь родителей интересует, есть ли в школе наркотики, какое количество детей говорит по-русски, и есть ли педикулез. И только потом уже ЕГЭ: 46 тысяч человек на сайте репетиторов предлагают свои услуги по подготовке ЕГЭ, то есть это уже второе".
Рачевский рассказал, что экспертное обсуждение проходило не просто: "Каждый требовал чего-то своего. Военные требовали, чтобы воспитание было военно-патриотическое. В итоге в стратегии написано: гражданское и патриотическое. В одном месте только есть военно-патриотическое".
По его словам, даже после принятия стратегии родителям не стоит надеяться, что "сдал в школу ребенка в семь лет сопливого и тупого, а потом через десять лет получил умного и благородного, готового делать все на благо Родины и семьи". И в итоге может получиться "как в отчете, где я написал, что на субботнике было убрано 87.882 опавших листа, и никто не спросил, как считали листья, потому что никто отчет не читал", привел пример учитель.
Директор Центра образования № 548 Царицыно, заслуженный учитель России Ефим Рачевский напомнил о том, что 54 года прошло с тех пор, как 26-й съезд КПСС принял Моральный кодекс строителя коммунизма. "После 1961 года государство не принимало ни одного сколько-нибудь значимого документа, в котором бы заострялась проблема воспитания", - отметил Рачевский.
Но теперь вопрос, как говорится, назрел, особенно в связи с экономическим кризисом, считает ректор Российского университета дружбы народов, руководитель рабочей группы по разработке стратегии развития воспитания в РФ Владимир Филиппов.
Согласно проекту, приоритетной задачей РФ является "формирование новых поколений". Эти новые сформированные поколения будут обладать знаниями и умениями ХХI века, следовать традиционным нравственным ценностям, и быть готовыми к мирному созиданию и защите Родины, обещает стратегия. "До 2025 года, я уверена, результаты будут наглядны и очевидны", - полагает директор гимназии №1520 имени Капцовых, победитель конкурса "Учитель года России" Вита Кириченко.
Экспертное обсуждение уже состоялось, еще месяц будет идти обсуждение общественное. Желающие поучаствовать в обсуждении могут сделать это на сайте Минобразования. В марте пройдет обсуждение с Межрелигиозным советом России, в Общественной палате и на Всероссийском педагогическом собрании. В апреле проект Стратегии будет внесен в правительство.
Владимир Филиппов напомнил, что еще при Ельцине из школ убрали должность заместителя директора по воспитательной работе. "Решили, если нет национальной идеи, то зачем воспитание?" - пояснил Филиппов.
Но теперь остается только "порадоваться в данном случае за власть" - в ближайшее время в России переосмыслят ценности и ответят на вопрос: что такое хорошо, и что такое плохо? "На примере последних событий во Франции видно, что один ответ может быть в Европе, второй - в арабском мире, и есть ответ в Российской Федерации - у нас есть закон, который за оскорбление чувств верующих наказывает", - рассказал Филиппов.
После ответа на этот основной вопрос про "хорошо" и "плохо" россиянам останется "понять, что главное воспитание, а не обучение". В действующем на сегодня законе об образовании говорится о том, что образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения. "Обучение на втором месте в законе", - напомнил экс-министр.
Однако пока еще не все родители осознали важности процесса воспитания: "Мы написали, что на первом месте воспитание, но на практике родители, когда выбирают школу, ищут где углубленный английский язык или где лучше математика. И где ЕГЭ лучше сдать. Они же не идут в ту школу, где лучше воспитание", - огорчается Владимир Филиппов.
Потом родители осознают свою ошибку, когда невоспитанный ребенок "бросает на старости лет бабушку, дедушку и родителей". Но уже бывает поздно. Чтобы процесс воспитания шел правильно, в школах будут воспитывать заодно и самих родителей, а также "необходимо пересматривать список литературы", уверен Филиппов.
Вита Кириченко напомнила, что "воспитательная ниша пустовать не может и никогда не пустует". И если не взяться вплотную за воспитание "со знаком плюс" и не заложить "одну систему ценностей, то закладывается другая, которой руководствуется человек впоследствии".
Без стратегии воспитания страдают и учителя, и дети, и родители. По словам Рачевского, школы у нас еще советские: "Школа не может так быстро меняться, как ретейл в Москве. Они до сих пор ждут, когда придут из райкома. Но никто не приходит из райкома. Так дайте хотя бы стратегию!".
Рачевский не согласился с Филипповым, что родителей интересует, в первую очередь, ЕГЭ: "За последние пять лет произошли колоссальные изменения. Теперь родителей интересует, есть ли в школе наркотики, какое количество детей говорит по-русски, и есть ли педикулез. И только потом уже ЕГЭ: 46 тысяч человек на сайте репетиторов предлагают свои услуги по подготовке ЕГЭ, то есть это уже второе".
Рачевский рассказал, что экспертное обсуждение проходило не просто: "Каждый требовал чего-то своего. Военные требовали, чтобы воспитание было военно-патриотическое. В итоге в стратегии написано: гражданское и патриотическое. В одном месте только есть военно-патриотическое".
По его словам, даже после принятия стратегии родителям не стоит надеяться, что "сдал в школу ребенка в семь лет сопливого и тупого, а потом через десять лет получил умного и благородного, готового делать все на благо Родины и семьи". И в итоге может получиться "как в отчете, где я написал, что на субботнике было убрано 87.882 опавших листа, и никто не спросил, как считали листья, потому что никто отчет не читал", привел пример учитель.