суббота

Все, что останется после человечества

Когда людям (или кому-нибудь еще) из далекого будущего понадобиться воссоздать историю примитивной цивилизации XXI века, то лучшим вариантом станет археология. Какая участь ждет наши музеи и архивы продемонстрировала судьба знаменитой Александрийской библиотеки.

Какую информацию смогут получить через сто тысяч лет археологи? Лишь очень небольшому количеству артефактов удастся избежать разложения и уничтожения. От людских останков, скорее всего, ничего не останется. Сейчас узнать о том, что происходило более ста тысяч лет назад, во время переселения людей современного типа с территории Африки, мы можем лишь по небольшому количеству ископаемых останков и каменным орудиям.

Кости наши также, скорее всего, не смогут остаться в сохранности. Фоссилизация – это очень редкое явление, особенно для мира сухопутных животных. Но так как людей уже более семи миллиардов, то что-нибудь обязательно окаменеет. И станет открытием для науки будущего.

Самые редкие – «мгновенные окаменелости». Они могут образоваться, когда люди или животные погибают в богатых кальцием болотах, сезонных прудах или пещерах. По словам палеобиолога Анны Кей Беренсмейзер из Национального музея естественной истории США, в таких случаях есть шанс, что кости смогут достаточно быстро минерализоваться и победят процессы разложения. К примеру, в южной части Кении обнаружена кость антилопы гну, которой хватило всего два года на то, чтобы превратиться в камень.

Наши останки не будут искать на кладбищах. Тела, которые захоронили подобным образом, становятся пылью за несколько веков. Самые богатые залежи наших костей, по мнению Беренсмейер, найдут в вулканическом пепле или осадке, которым азиатские цунами покрывают трупы. Несколько тел могут мумифицироваться в торфяных болотах или в пустынях высоко в горах. Однако они исчезнут, если в будущем условия изменятся.

Такая же участь ждет наши артефакты и дома. Прибрежные города уйдут под воду, здания разрушатся. Бетон растворится уже через несколько тысячелетий. Но археологам будущего удастся обнаружить четкие следы прямоугольной формы в расположении гравия и песка – верный признак существования цивилизации на этом месте. Как подчеркнул Ян Заласкевич из Лестерского университета Великобритании, природа не может создать ничего подобного.

Легче всего будет найти самые большие наши сооружения – плотины и карьеры. По мнению исполнительного директора американского фонда Long Now Александра Роуза, при строительстве плотины Гувера и трех китайских дамб использовалось такое количество бетона, что обязательно сохранится какая-то его часть. Кроме того, некоторые из наших творений, к примеру, хранилище для ядерных отходов Онкало в финском Олкилуото, специально проектировались таким образом, чтобы пережить эти сто тысяч лет.

Еще один масштабный строительный проект – это наши свалки. В конечно итоге именно туда отправляются все продукты культуры человечества. Чаще всего, наполненные свалки запечатывают непроницаемым слоем глины, к их содержимому перестает поступать кислород – главный враг консервации. По словам Мортона Барласа из Университета Северной Каролины, можно утверждать, что подобные места останутся анаэробными в течение большого промежутка геологического времени. Избежать разложения смогут даже некоторые из органических материалов, к примеру, дерево или натуральные ткани. Но с течением времени они постепенно превратятся в подобие торфа или бурого угля.

Малое количество материалов сможет сохраниться в нетронутом виде. В первую очередь, это камень, но сейчас он почти не используется. Выживут некоторые из статуй, если смогут избежать эрозии. Вечно могут существовать кофейные кружки и керамическая плитка, аналогично черепкам ранних человеческих цивилизаций. Быстро ржавеет железо, но мы также используем нержавеющую сталь, титан и золото. К примеру, золото в гробнице фараона Тутанхамона сохранилось практически нетронутым на протяжении пяти тысяч лет. По словам Роуза, они могли пролежать в таком же состоянии и сто тысяч лет. Проржавеет содержимое ноутбуков, но останется титановый корпус, для восстановления нашей современной религии у археологов будущего окажется изображение яблока на крышке.

Самое главное в том, что мы не можем знать, какие аспекты нашей жизни заинтересуют потомков. К примеру, сейчас, мы исследуем жизнь древних людей, используя теорию Дарвина, вещь, неизвестную еще двести лет назад. Если потомки обнаружат что-нибудь из нашей литературы, то это не будет рассказ о нашей жизни, а о том, что древнее примитивное человечество, думало о себе.

Судьба нашей культуры станет похожа на полистироловые кофейные стаканчики. Их не может разложить ни один из известных микроорганизмов, и они могут просуществовать еще миллионы лет. Но они станут комками и обрывками странной формы, и археологи вряд ли смогут понять, для какой цели служили эти странные предметы.

tainy.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Коментировать